СМИ о нас
12.02.2015

Интервью директора ФКУ «Дирекция по строительству транспортного обхода города Санкт-Петербург Федерального дорожного агентства» (ФКУ ДСТО «Санкт-Петербург») Вадима Ермилова.

Один из самых успешных проектов в дорожном сегменте Северо-западного региона – это Кольцевая автомобильная дорога вокруг Санкт-Петербурга, которая в значительной степени оправдала возлагаемые на нее надежды в плане качества строительства и эффективности. О том, как удается содержать дорогу в отличном состоянии и снижать аварийность при стабильно высокой загруженности – интервью директора ФКУ «Дирекция по строительству транспортного обхода города Санкт-Петербург Федерального дорожного агентства» (ФКУ ДСТО «Санкт-Петербург») Вадима Ермилова.

 

– Вадим Александрович, какую оценку вы можете дать КАД с точки зрения экономического эффекта для города, а также с точки зрения строительства и эксплуатации?

– Могу сказать как житель города: страшно представить, что было бы в Петербурге без КАДа. Напомню, дорога строилась этапами – в конце 1999 года начался первый этап еe строительства. А первый участок от станции Горская до проспекта Культуры начал функционировать с ноября 2002 года. Расчетами предполагалось, что на самом напряженном участке (в районе вантового Большого Обуховского моста) к 2020 году интенсивность движения будет составлять 112 000 физических автомобилей в сутки. Однако этот показатель был превышен еще в 2012 году, и в настоящее время интенсивность в отдельные дни достигает более 200 000 автомобилей в сутки. Теперь представьте себе, что весь траффик ушел бы на улично-дорожную сеть города. Фактически это означало коллапс: город встал бы в пробках. Как следствие – ускорение износа поверхностного слоя, для ремонта которого требовались бы дополнительные средства городского бюджета, ухудшилась бы экология.

На сегодня все работы, связанные со строительством КАД, выполнены на 100% за исключением реконструкции первого участка. Что касается оценки технического состояния КАД, то могу сказать, что при строительстве применялись новейшие технические решения. Благодаря этому потребности в капитальных ремонтах до сих пор не возникало (если исключить случаи вандализма). Пока мы выполняем только небольшие работы по покраске моста, замене деформационных швов и по устранению колейности, которая возникает в основном на третьей и четвертной полосах из-за динамического воздействия на поверхностный слой.

 

– Вы упомянули о реконструкции северного участка КАД. Какие объемы реконструкции предстоят, на каком этапе находится работа?

–  Реконструкция состоит из двух частей: первый этап – от ул. Энгельса до ЗСД, второй – от ЗСД до станции Горская. Оба проекта закончены, первый утвержден, второй не направлен в Главгосэкспертизу из-за отсутствия данной работы в ФАИП. Общая протяженность реконструируемого участка – 25,3 км, стоимость – порядка 13 млрд рублей. В рамках реконструкции предстоит построить по дополнительной полосе движения в каждую сторону, реконструировать дорожную одежду, установить новое барьерное ограждение и  светильники, провести экологические мероприятия и дооснастить АСУДД. Окончание намечено на 2019 год.

 

– В предыдущие годы говорилось о недостаточном объеме средств, выделяемых на содержание КАД. Каковы нормативы и фактический объем финансирования на ремонт и содержание КАД в 2015 году?

–  Финансирование на сегодняшний день стопроцентное.  Объемы финансирования на содержание были определены еще в 2012 году при составлении программы на период 2013-2016 годов. На этот же срок заключены долгосрочные контракты с подрядными организациями. В целом на содержание КАД в 2015 году будет израсходовано 2, 147 млрд руб., в том числе 936,9 млн руб. – на нормативное содержание. Объем финансирования на ремонт дорожного покрытия в 2015 году составляет 472,5 млн руб. и предусматривает устранение колейности по полосам в объеме 96 километров дорожного покрытия.

 

– Каковы основные проблемы содержания?

–  Проблем, связанных с содержанием КАД, нет, но существует специфика выполнения работ по содержанию в разные периоды года. Так, зимнее содержание – это обильные осадки в виде снега, борьба с зимней скользкостью. Этот период – самый ответственный, работать приходится без права на ошибку.

Следующий важный этап – это начало весны. У дорожных служб есть всего две недели после окончания снеготаяния для того, чтобы отмыть конструктивные элементы автомобильной дороги, убрать наносный грунт, образовавшийся за зимней период эксплуатации, почистить дорожные знаки и т. д.

Летом наступает сезон ремонтных работ. В силу технологических особенностей только в этот период можно качественно восстановить изношенное покрытие и устранить колейность, нанести разметку. Многие пользователи недовольны вводимыми ограничениями и, как следствие, задержками движения. Но, к всеобщему сожалению, при существующей на КАД интенсивности движения это неизбежно. Мы предпринимаем меры для организации бесперебойного движения транспортных средств на участках ремонта. Так, между ФКУ ДСТО «Санкт-Петербург» и Государственной административно-технической инспекцией, отвечающей за адресную координационную программу ремонтных работ в городе Санкт-Петербурге, заключено соглашение о межведомственном информационном взаимодействии при координации ремонтных работ на дорогах федерального значения и дорогах уличной сети. Это соглашение позволяет пользователям дорог выбрать альтернативный маршрут движения и объехать участок ремонта на КАД, используя улично-дорожную сеть.

Важна также и подготовка к зимнему содержанию: осенью необходимо заготовить противогололедные материалы, переоборудовать технику, подготовить производственные помещения. В любом случае, приоритетным для нас остается обеспечение безопасности и комфортности дорожного движения и информирования пользователей.

 

– Какова статистика аварийности на КАД, и какие меры предпринимаются к ее снижению?

По информации ГИБДД, если в 2013 году на КАД произошло в общей сложности 6574 ДТП, в том числе с пострадавшими 351, то в 2014 году – 7100 (354 пострадали). Однако число погибших сократилось за год с 40 до 30, причем среди них нет детей, что очень важно. Кроме того, количество нарушений скоростного режима удалось снизить в 4 раза. Основными причинами ДТП по-прежнему остаются нарушения участниками дорожного движения скоростного режима, правил остановки и стоянки, несоблюдение дистанции и невнимательность водителей транспортных средств при совершении маневров.

В этом смысле хотелось бы обратить внимание и на культуру пользователей нашей дороги. К примеру, на КАД оборудованы площадки отдыха, где можно остановиться, отдохнуть, перекусить, оставив незначительный мусор в специально отведенном месте. Или заехать на эстакаду, чтобы осмотреть автомобиль и если надо «подтянуть гайку». Но находятся желающие использовать эстакады для сезонной смены масла, другого масштабного ремонта, оставляя за собой масляные лужи, грязную ветошь и мусор. Также неоднократно фиксировались случаи использования площадок отдыха в качестве мусорных полигонов (как частными лицами, так и организациями).

Несколько слов о культуре вождения. Казалось бы, хорошая ровная дорога, высокая разрешенная скорость движения. Тем не менее, немало желающих прокатиться с гораздо большей скоростью. Кольцевая автомобильная дорога вокруг Санкт-Петербурга спроектирована и построена из расчета скорости движения 110 км в час, а это означает, что безопасное движение гарантированно только при скорости не превышающей проектную. Так, при соблюдении скоростного режима пользователи дороги без последствий могут воспринять информацию, отображаемую на дорожных знаках и информационных табло, оценить обстановку на участках дороги с виражами и при необходимости скорректировать траекторию движения транспортного средства в зависимости от дорожной обстановки. Пока же превышение скоростного режима и несоблюдение дистанции до впереди идущего транспортного средства являются основными причинами ДТП на КАД. А это – погибшие, травмированные, а так же причиненный ущерб элементам автомобильной дороги.

 

– И все же, за счет чего удалось добиться снижения тяжести последствий и самое главное, как вы боретесь с «гонщиками»?

– На КАД внедрена и постоянно совершенствуется система фиксации нарушений правил дорожного движения. В настоящий момент установлены 29 рубежей фиксации, при этом Администрация Ленинградской области планирует размещение еще 10 рубежей в текущем году. Для снижения тяжести последствий в результате ДТП на КАД в 2014 году было установлены также четыре демпфирующих устройства в местах разделения транспортных потоков на развязках кольцевой автодороги. В 2015 году планируется установить еще десять таких устройств в местах концентрации ДТП. Чтобы повысить информативность участников дорожного движения, регулярно заменяются пришедшие в негодность дорожные знаки и светоотражающие элементы установленные на дорожном барьерном ограждении. Ежегодно в весенне-летний период проводятся работы на участках КАД по обновлению горизонтальной дорожной разметки. Кроме того, в качестве мер, принимаемых для снижения количества ДТП, мы ежегодно выполняем работы по ликвидации колей. Так, в прошлом году устранили 79,217 километров колейности по полосам.

 

– Помогает ли АСУДД в снижении аварийности и повышения культуры вождения в целом?

–  Действительно, на КАД одна из первых в России внедрена АСУДД – автоматизированная система управления дорожным движением (АСУДД). Для нас это был уникальный опыт, и прежде чем начать, мы потратили много времени на изучение подобных проектов в зарубежных странах, а затем – на проектирование и внедрение самой системы. АСУДД представляет собой комплексную систему, которая включает в себя целый ряд элементов интеллектуальной транспортной системы. Так, АСУДД информирует водителей о затруднениях в движении и ориентировочном времени в пути, что позволяет им выбрать оптимальный маршрут. Она также обеспечивает оперативное информирование служб, задействованных на обслуживании дороги, что позволяет выполнять работы в необходимых временных интервалах за счет оптимизации производственно-технологических мероприятий по содержанию дороги. Надо отметить, что, как следствие, сократилось время реагирования подрядных организаций, занимающихся обслуживанием дороги, на изменение состояния дороги. В целом, конечно, роль АСУДД в снижении ДТП довольно ощутимая.

 

В 2014 году было заявлено о строительстве полигона для испытания материалов и новых технологий и техники в районе северного участка КАД. На каком этапе сейчас находится этот проект?

– В ФДА принято решение о создании трех специальных испытательных центров. Планируется, что центральный расположится на КАД, второй – в Ростове-на-Дону (направление «степное» и «горное») и третий – в Якутии (основное направление – для зоны вечной мерзлоты). Заявку на включение в программу работ мы уже направили в ФДА, однако в программе этот объект пока отдельной позицией не выделен. В настоящее время обсуждается возможность начала проектирования в 2015 году, которое продлится около двух лет. Пока не определено, кто из подведомственных организаций ФДА будет выступать заказчиком объекта.

Планируется, что полигон на КАД будет оснащен как собственной испытательной площадкой, так и технической лабораторией, позволяющей оценивать качество проводимых работ и проектировать автомобильные дороги, исходя из грунтово-биологических, природно-климатических и транспортно-эксплуатационных характеристик. Цель создания такого полигона – это испытание новых материалов, конструкций, технологий в реальных условиях, в том числе сертификация в соответствии с вводимым с 15 февраля 2015 года Техническим регламентом Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог». Федеральный полигон необходим, поскольку государственных НИИ в настоящее время не осталось и всю науку «двигают» коммерческие структуры несмотря на то, что эта деятельность не является для них прибыльной.

В целом перспективы КАД довольно ясны, и при условии заявленного финансирования мы последовательно реализуем все свои планы.