АСУДД

Повышение уровня безопасности на Кольцевой автодороге вокруг Санкт-Петербурга за счет внедрения Автоматизированной системы управления дорожным движением.

 

Кольцевая автомобильная дорога вокруг Санкт-Петербурга призвана связать воедино все основные дорожные магистрали, расходящиеся из центра Северной столицы в направлении Хельсинки, Мурманска, Москвы, Киева, Таллинна и региональных дорог.

KADMASTERColor1[(001491)10-05-57].JPG

Общая протяженность КАД — 116 километров, а с учетом участка комплекса защитных сооружений — 142 километра. На магистрали расположены 26 транспортных развязок, 106 мостов, путепроводов, эстакад и тоннелей общей протяженностью 25 595 погонных метров. Число полос движения 4-6-8, расчетная скорость движения 120 км/ч. Доля грузовиков составляет 12..18% в общем потоке, и 30..50% от количества транспортных средств, движущихся по правой полосе.

Кольцевая автодорога успешно справляется со своими функциями транспортного обхода, разгружая город от транзитного транспорта, при этом по сути КАД стала одной из важнейших городских транспортных артерий, которую ежедневно используют сотни тысяч автомобилистов.

В связи с этим для КАД характерна высокая интенсивность движения, так на наиболее загруженных участках КАД максимально зафиксированная интенсивность составила 240 тысяч автомобилей в сутки. При том, что при проектировании трассы в 2000 году предполагалось, что транспортный поток достигнет 135-ти тысяч автомобилей в сутки лишь в 2020-м году.

Кроме того, дорога характеризуется сложными метеоусловиями: зимой в часты снегопады и переходы температуры через ноль, высока вероятность образования гололеда.

Для управления движением на таком сложном объекте, как Кольцевая автодорога предусмотрена Автоматизированная система управления дорожным движением (АСУДД), с помощью которой осуществляется мониторинг и организация дорожного движения.

В состав системы на КАД в настоящий момент входят:

•          Подсистема сбора данных, управления движением и информирования водителей

•          Метеорологическая система, в том числе подсистема прогнозирования

•          Подсистема видеонаблюдения

•          Дорожная интегрированная система связи, включающая передачу голоса и информации

•          Подсистема фиксации нарушений правил дорожного движения

Периферийное оборудование АСУДД (знаки и табло переменной информации; датчики движения, видеокамеры и метеостанции) позволяет получить детальную информацию о движении транспортных средств на основном ходу и на съездах.

KADMASTERColor1[(003795)10-24-25].JPG 

Измерительные сечения АСУДД располагаются в среднем каждые 2,5 км. На сегодня в состав периферийного оборудования АСУДД КАД входит 112 дорожных контроллеров, 550 знаков переменной информации, 44 табло, 32 метеостанций, 84 видеокамеры, 514 дорожных датчиков, 400 километров волоконно-оптических линий связи. Информация с датчиков, камер и метеостанций поступает в центр управления, где анализируются программным обеспечением.

Центр управления АСУДД расположен в развязке КАД с Московским шоссе.

В 2012 году организовано круглосуточное дежурство операторов в Центре управления. Операторы как часть системы в ручном и автоматизированном режиме обеспечивают управление табло и знаками, информируя водителей об опасных метеоусловиях, проводимых ремонтных работах и серьезных дорожно-транспортных происшествиях. Предупреждение о проведении ремонтных работ и метеоусловиях позволяет водителям выбрать подходящий скоростной режим или альтернативный маршрут проезда.

Система автоматически осуществляет информирование водителей о сложившейся ситуации, направляет информацию о происшествиях в службу содержания автомобильной дороги, ГИБДД, МЧС, скорую помощь и средства массовой информации, существенно сокращая временные затраты на восстановление движения. При этом на ЗПИ и ТПИ выводится информация о затрудненном движении на участке и ориентировочное время, в течение которого можно добраться до следующей транспортной развязки. Информация о неблагоприятных погодных условиях поступает в службу содержания  дороги с рекомендациями по проведению необходимых мероприятий.

 

 

Важным фактором снижения количества ДТП и управления транспортными потоками является выполнение водителями требований ПДД и знаков АСУДД. Для этого в 2011 году запущена подсистема фиксации нарушений правил дорожного движения.

Информация о нарушениях скоростного режима в автоматическом режиме поступает в ГИБДД. Кроме скоростного режима, предусмотрена фиксация грузового транспорта в левых полосах и движение автомобилей по резервной полосе. Внедрение контроля нарушений привело к снижению средней скорости в левой полосе на 5-10 км/час.

 

С помощью оборудования АСУДД КАД собрана информация о характеристиках транспортных потоков на КАД, которая может быть использована в дальнейшем при проектировании. Данные замеров АСУДД передаются в Центр транспортного планирования Санкт-Петербурга для использования в общей транспортной модели города.

Одновременно с началом работы основных информирующих функций АСУДД наблюдаются положительные изменения показателей движения: выравнивается скорость движения по полосам, обеспечивая простоту перестроения между рядами. Снижается аварийность,обеспечивается возможность свободного движения при большей плотности потока. Сохраняется высокая интенсивность, что означает, что водители, выбирающие маршрут движения, не загружают уличную дорожную сеть Петербурга.

В результате по информации от ГИБДД в 4 раза снизилось количество нарушений скоростного режима; количество ДТП сократилось на 30%; зафиксировано снижение количества ДТП с тяжкими последствиямина 35%.  При этом по данным замеров, снижение максимальных скоростей не уменьшило ни среднюю, ни максимальную наблюдаемую суточную интенсивность.

 

Непрерывное поддержание системы в работоспособном состоянии позволяет сформировать устойчивое восприятие участниками дорожного движения информации выдаваемой АСУДД, как помощи для принятия правильного решения по управлению транспортными средствами, формирует  доверие водителей к информации, выдаваемой системой.

Развитие АСУДД на КАД, как первого шага на пути построения ИТС Северо-западного региона продолжается, так в настоящее время внедряются Автоматизированные системы на участках реконструируемых федеральных дорог Северо-запада, в частности на автомобильной дороге «Сортавала» выполнены I-я и II-я очереди строительства, производится  подключение к ЦПУ КАД.  На автомобильных дорогах «Кола», «Скандинавия» и «Нарва» ведется проектирование систем с учетом подключения к общему центру управления.

Планируется организация взаимодействия с подобными системами Комплекса защитных сооружений, Западного скоростного диаметра, с системами города и области. Планируется размещение табло на подъездах к Кольцевой автодороге для информирования водителей в случае затрудненного движения на КАД.

 

На базе ЦПУ Кольцевой автодороги формируется единый центр управления ИТС Северо-Запада России, который будет обеспечивать улучшение транспортной обстановки региона, в том числе на дрогах регионального и местного значения, и части транзитного коридора Хельсинки–Москва.