Об управлении. История Дирекции

Кольцевая автомобильная дорога Санкт-Петербурга: энциклопедия отечественного дорожного строительства

Кольцевая автомобильная дорога Санкт-Петербурга (КАД) – объект, уникальный во всех отношениях. Это первая трасса такого класса на территории не только Северо—Запада и России, но и всего постсоветского пространства. Проект, реализация которого позволила сказать новое слово в отечественном транспортном строительстве 21 века, шел к своей реализации долгим и непростым путем.

Как задумывалась одна из крупнейших строек России? Первые упоминания о КАД можно найти в генеральном плане развития Ленинграда за 1965 год, а затем и в генплане, принятом в 1985 году. Однако к воплощению проекта приступили лишь к концу 90-х годов прошлого века, когда далее откладывать решение транспортных проблемы региона уже было нельзя.

Дороге отводилась важнейшая миссия не только в связи с необходимостью организации обхода города транзитом: она должна была войти в состав девятого интермодального транспортного коридора, выводя Россию на международный логистический рынок и новый уровень евроазиатского экономического сотрудничества.

Таким образом, проект КАД приобретал куда более широкое звучание, нежели просто средство избавления центра города от пробок. Фактически Россия восстанавливала свои позиции великой транзитной державы, существовавшей еще в древности, когда по Руси проходили "Путь из варяг в греки" и "Великий шелковый путь".

Строительство КАД началось в августе 1998 года. В октябре 2002 года сдан первый участок первой очереди КАД от станции Горская до Приозерского шоссе. В 2004 году введен пусковой комплекс вантового моста через Неву. В 2006 году открыто сквозное движение по КАД от станции Горская до автодороги «Россия». В 2010 году автодорога открылась для движения на всем своем протяжении от станции Горская до станции Бронка.

Все было ново: от выбора вариантов коридора трассы до непривычных глазу отечественного водителя очертаний клеверных листов развязок. Это и уникальные технологические решения, ценные не только собственно своей новизной, но и тем, как оперативно они принимались. Ведь дорога строилась на рубеже тысячелетий, когда стремительное развитие инженерной мысли ежедневно требовало привнесения в проект новых реалий.

Так на карте магистрали появились сложнейшие объекты транспортной инфраструктуры. Это Муринская развязка, технологические решения которой сегодня запатентованы, вантовый или Большой Обуховский мост через Большую Неву, подводный поземный тоннель под дном Морского канала в составе комплекса защиты Санкт-Петербурга от наводнений.

Впервые в отечественном транспортном строительстве решались вопросы экологии дороги: так на КАД появились гидроботанические площадки и шумозащитные экраны. Высокотехнологичная магистраль требовала соответствующего уровня подхода в организации движения – так на КАД была создана уникальная в отечественной практике автоматизированная система управления дорожным движениям, разработанная специально для магистрали.

Сегодня движением на автодороге полностью управляет автоматика. Метео- видео-, и множество других специализированных наблюдательных взаимоинтегрированных систем, информация от которых поступает в единый центр, позволяют продуманно организовывать движение транспортных потоков в зависимости от конкретной ситуации на трассе.

Ныне КАД – это 140,9 км пути вокруг Северной столицы, включая 25-километровый участок, проходящий по гребню Комплекса защитных сооружений Петербурга от наводнений, или дамбы. Общая длина наземной части КАД – 115,9 километров. Это 26 транспортных развязок, 106 мостов, путепроводов, эстакад, тоннелей общей протяженностью 25,5 км.

Крупнейшим инженерным сооружением на КАД является Большой Обуховский мост через Неву. Его длина - 994 м., в том числе русловый пролет - 382 м, подмостовой габарит – 30 м, высота пилонов – 126 м. Проектная нагрузка на мост к 2020 году должна была составлять 134 000 автотранспортных средств в сутки (на период декабря 2014 года – 120 000 автотранспортных средств в сутки).

Сегодня КАД - это путь к воплощению на территории Российской Федерации идеи создания транспортного моста между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом. Это настоящая энциклопедия отечественного дорожного строительства, создававшаяся в непростых условиях Северо-Запада. Ведь не зря у дорожников есть поговорка «Строил в Петербурге – построишь везде». Поэтому сегодня КАД – это уже история дорожного строительства, а еще источник бесценного опыта для тех, кому еще предстоит развивать и совершенствовать транспортную инфраструктуру России.